Осуществление правосудия и судебная этика

«Не суди других, пока не признаешься в своем сердце, что заслуживаешь быть судьей»,

Правосудие является наиболее надежным и цивилизованным способом разрешения возникающих в обществе конфликтов, защиты прав и свобод граждан, интересов гражданского общества и государства. Право на справедливое судебное разбирательство признается за каждым человеком и гражданином. Статья 6. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Аналогичное право провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10), а также закреплено в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Закрепление в ст. 11 Конституции Республики Узбекистана  принципа разделения властей и самостоятельности судебной власти наряду с властями законодательной и исполнительной создает нормативную и идейную базу для формулирования нравственных требований к представителям судебной власти. Судебная власть, действующая в сфере социальных и межличностных конфликтов, должна отвечать высоким нравственным стандартам, оправдывать ожидания общества. Законодательство о суде и судопроизводстве наполнено нравственным содержанием, служит защите нравственных ценностей. А также  в нашем праве беспристрастность рассматривается в качестве одного из важнейших условий обеспечения объективного, непредвзятого и всестороннего рассмотрения дела и вынесения по нему справедливого и обоснованного решения.

Судья, впервые избранный на должность в Республике Узбекистан, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» (п. 1 ст. 64 Закона Республики Узбекистан  «О судах»). Соблюдение этой присяги неразрывно связано с понятием «судейская этика».

Профессиональная этика судьи – это часть правовой этики, которая занимается изучением и разработкой вопросов, связанных с моральными и профессиональными отношениями судей и участников процесса во время и после работы. Судья не может осуществлять свою деятельность без соблюдения этических требований судей, поскольку в основе этой деятельности лежат морально-правовые требования, исторически сложившиеся в обществе.

Поскольку судья всегда на виду и общество предъявляет к его моральному облику жесткие требования, облик судьи должен быть согласован и определен в официальном документе.

Судебная власть оценивается как справедливая тогда, когда она применяет законы, признанные обществом справедливыми, разрешает дела, установив истину, достоверно выяснив их фактические обстоятельства, принимает решения в соответствии с признанными фактами и требованиями закона. Требование к судебной власти быть справедливой относится не только к ее решениям окончательного характера, но и ко всей ее деятельности с момента, когда дело поступило в ее распоряжение. Судебная власть должна быть равной для всех. Это нравственное требование, по сути, выражает уравнительный аспект справедливости.

Независимость, неприкосновенность и невмешательство судей в их работу гарантируются государством, а высокий уровень материального и социального обеспечения является одним из ключевых факторов в обеспечении справедливого судебного разбирательства. В любом месте и в любое время профессия судьи всегда была на виду, и к ее моральному и этическому качеству предъявлялись строгие требования. Поскольку эта деятельность объединяет решение вопросов, связанных с правами и свободами человека, и оказывает влияние на судьбы людей. Установление права на эффективное восстановление этих прав предъявляет высокие и строгие требования к профессиональным и моральным качествам судей и судебных исполнителей по сравнению с другими профессиями.

Старший помощник судьи

админстративного суда

Ферганской области                                                        Х.Ахмаджонов

Помощник судьи

Ферганского межрайонного

админстративного суда                                            О.Абдусатторов

Гендерные индикаторы в сфере правосудия

Гендерные индикаторы — это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно значимых изменений, происходящих в обществе в течение определённого времени.

Количественные индикаторы основаны на информации, которая получается в результате переписей населения, массовых социологических опросов, сбора статистической информации. Они используются для исследования экономических, социальных и политических изменений.

Качественные показатели замеряют более тонкие социальные процессы: например, степень удовлетворенности жизнью, ценности, стереотипы. Это предполагает проведение специальных аналитических процедур для выявления проблемных мест и возможностей использования количественных индикаторов, а также для интерпретации количественных и качественных данных.

Важность индикаторов/показателей заключается в том, что они позволяют сделать анализ ситуации более конкретным. Индикаторы-необходимое условие для отслеживания и оценки прогресса, а следовательно, и для обеспечения подоотчётности. Использование соответствующих количественных показателей позволит оптимизировать отчётность, сделать её более прозрачной и эффективной, повысить качество выполнения рекомендаций и заключительных замечаний договорных органов и дургих механизмов мониторинга прав человека. Таким образом, индикаторы-это инструмент не только мониторинга, но и планирования, принятия решений на основании данных. Также путём использования индикаторов можно выявить наиболее часто встречающиеся нарушением прав человека.

Особенно большое внимание этому вопросу уделяет Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

количество мужчин и женщин, работающих в правоохранительных структурах, судебных и квазисудебных учреждениях всех уровней;

численность и географическое распределение мужчин-адвокатов и женщин-адвокатов, включая адвокатов, занимающихся оказанием юридической помощи;

характер и количество исков и жалоб, поданных в судебные, квазисудебные и административные органы, с разбивкой по полу заявителя.

При этом можно отметить, что Пекинская декларация и Платформа действий также предусматривает необходимость обеспечения того, чтобы женщины обладали равными с мужчинами правами на работу в качестве судей, адвокатов и др. должностных лиц суда.

Минимальный набор гендерных индикаторов ООН включает 52 индикатора, из которых:19 индикаторов-касательно экономической структуры, участия в производственной деятельности, доступа к ресурсам;

12-касательно образования;

11-касательно здравоохранения;

5-касательно участия в общественной жизни и принятии решений (включая количество женщин-судей и количество женщин-судей, и количество женщин-полицейских);

5-касательно прав женщин и детей (включая количество жертв домашнего насилия и других видов насилия).

Отдельной группы индикаторов «Гендер и правосудие» не имеется. Однако из 52 индикаторов 4 касаются этой тематики (термин «правосудие» употреблён в широком смысле, а не только как судебная система):количество женщин-судей;

количество женщин в правоохранительных органах;

количество жертв насилия со стороны интимного партнёра;

количество жертв насилия со стороны др. лиц (помимо интимного партнёра)

Республика Узбекистан с 1995 года является участницей Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Страна периодически представляет доклады в Комитет. В 2019 году был представлен 6-ой доклад.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года ПП-4235 были утверждены 54 гендерных индикатора, 4 из которых касаются правосудия:количество женщин-судей;

количество женщин в ОВД;

доля женщин (в возрасте 15-49 лет), когда-либо имевших близкого партнёра и подвергавшихся физическому и/или сексуальному насилию со стороны действующего или предыдущего близкого партнёра в течение последних 12 месяцев;

доля женщин (в возрасте 15-49 лет), подвергавшихся, начиная с возраста 15 лет, сексуальному насилию со стороны лиц, не являвшихся близкими партнёрами.

На данный момент в Узбекистане оценка гендерного состава судебной системы осуществляется на основе 1 индикатора – «Доля женщин среди судей». Так, согласно данным на 2019 год, в Узбекистане 1.208 женщин работают в системе составляют около 12%.

Международные стандарты прав женщин обосновывают необходимость интеграции комплексной системы анализа, мониторинга и итоговой оценки в реформировании сферы правосудия, включения в эти процессы гендерной концепции, учитывающей потребности мужчин, женщин, юношей и девушек в области правосудия, и реализации принципа верховенства закона.

Старший помощник судьи административного

суда Ферганской области М.Усманова

Перейти к содержимому